Церковные Таинства
Для совершения Таинства Крещения необходимо пройти три собеседования со священником.
Собеседования проходят в субботу в 10:00, в воскресенье в 11:00
Взрослому, желающему принять Крещение, после того, как он пройдет собеседования необходимо в назначенный священником день придти с паспортом, крестильной рубашкой для взрослых, нательным крестиком. Также с собой надо взять полотенце, тапочки.
Для Крещения детей, после прохождения крестными собеседований, необходимо придти в назначенный священником день со свидетельством о рождении ребенка, крестильной рубашкой, нательным крестиком, полотенцем
Для совершения Таинства Брака (Венчания) супруги должны пройти одно собеседование со священником
Собеседования проходят в те же дни и время, как и перед Крещением. В назначенный священником день супруги должны принести с собой свидетельство о государственной регистрации брака, полотенце (рушник), две венчальные свечи, кольца, две иконы: одна – Господа, вторая – Божией Матери
Для участия в Таинстве Причастия христианину необходим трехдневный пост, накануне Причастия быть на вечернем богослужении (при невозможности быть на вечернем богослужении сказать об этом священнику), совершить дома молитвенное правило ко Святому Причащению, в день Причастия, с утра придти к началу службы (Литургии) на голодный желудок, исповедоваться (в начале службы) и причаститься в конце богослужения
Таинство Крещения — это священнодействие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение в воду во имя Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — омывается от грехов. Благодатью Святого Духа крещаемый возрождается в новую духовную жизнь. Без этого таинства человек не может стать членом Церкви Христовой и принимать участие в других Таинствах
Крещение является первой ступенью восхождения души к Богу, и если за этим не следует обновления всей жизни, то оно не приносит плода. Если крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви
Для совершения таинства необходима: вера крещаемого, покаяние, восприемники, т.е крестные родители (для младенцев)
Восприемники – крестные родители
Так как младенец в силу своего возраста не может дать христианские обеты, за него это делает взрослый человек - восприемник. Поэтому крестным должен быть воцерковленный православный христианин, ведь обязанность крестного – помогать родителям в воспитании ребенка, чтобы он вырос верующим православным христианином, и молиться за него
Кто не может быть крестным?
Крестными не могут быть:1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет); 2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные); 3) неправославные; 4) муж и жена – у одного крещаемого; 5) родители не могут быть восприемниками своих детей
Откуда идет обычай иметь крестных?
Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его к Крещению
Сколько раз можно креститься?
Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек и совершил бесчисленное множество грехов
Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?
Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть участником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира
Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это
Таинство, в котором верующему, при помазании частей тела священным Миром, во имя Святого Духа, подаются дары Святаго Духа, способствующие росту и укреплению в духовной жизни. В истории распространения Христовой веры Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа. Таким образом, в позднейшем времени в Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы – «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу, «…да крестится каждый из вас …и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38).
Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения. В церковной практике Таинства Крещения и Миропомазания совершаются сразу, по очереди, первое и следом второе
Покаяние – это Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа
Необходимые условия покаяния: 1) осознание себя грешником; 2) исповедание своих грехов; 3) твердое желание и решимость больше не грешить. Смысл покаяния не просто в признании себя грешником, но в изменении самого образа жизни, приводимого ко греху. А сама исповедь – это не насильственное «выдавливание» грехов из совести, не допрос и тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему, это не беседа о своих недостатках, сомнениях, не осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай». Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку
Зачем надо исповедоваться?
А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Человек заботится о теле, в котором живет временно но еще более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести, тяготят ее так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошенность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не иметь внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов
Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?
Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Священник – только свидетель, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом. В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Поэтому самое важное в Исповеди — не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка
Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно ли исповедоваться и уйти?
Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться обязательно
Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?
Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить
Должен ли быть пост перед Исповедью?
При подготовке к Исповеди церковный Устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила – необходимы только вера и покаяние. Исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (то есть считающим себя чадом Православной Церкви, признающим все основы православного вероучения) и раскаивающимся в своих грехах
Как побороть стыд на Исповеди?
Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Этот стыд нужно преодолевать, так как он бывает от гордости. Люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии. Это бывает, когда волнуются и стыдятся поведать священнику слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т. п. Священник все грехи знает, так как у него не одна душа исповедуется, а сотни, и его не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренне кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться
Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?
Церковь запрещает священникам открывать то, что им сказано на Исповеди снисходя к немощной совести кающихся грешников. Есть люди, которые стыдятся раскрывать раны своей души перед посторонними свидетелями. А есть и такие люди, которые способны посмеяться над чужими грехопадениями. Ввиду этого, щадя немощных детей своих, Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди
В этом Таинстве под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос. Постижение этого Таинства превосходит разум человека. Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение»
Это Святое Таинство Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27,28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19)
Без Причащения Святых Христовых Тайн достигнуть совершенства в духовной жизни невозможно. Действующая в Таинствах Исповеди и Святого Причащения благодать Божия оживляет душу и тело, исцеляет их, осязательно действует так, что человек-христианин становится чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко поддается греховным делам и укрепляется в истинах веры
Как подготовиться к Причащению?
Желающий достойно причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться и начать благочестивую жизнь. Готовиться к Таинству Причащения надо несколько дней: больше и усерднее молиться дома, быть на вечернем богослужении накануне дня Причащения. С молитвой обычно соединяется пост. Следует проникнуться осознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Накануне дня Причащения воздержаться от супружеских отношений, после полуночи не есть, не пить
Какими молитвами надо готовиться к Причащению?
Для молитвенной подготовки к Причащению существует особое правило, которое есть в православных молитвословах. Оно обычно состоит из чтения накануне вечером четырех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю, канона из Последования ко Святому Причащению
Как подходить к Причащению?
После пения «Отче наш» надо приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святой Чаши. Детей надо пропустить вперед. Подходя к Чаше, надо крестообразно сложить руки на груди (правая поверх левой) и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть ее. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое христианское имя, данное при Крещении, широко открыть рот, благоговейно принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать низ Чаши как ребро Христа. Нельзя трогать Чашу и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту
Кто не имеет права причащаться?
Не крещеный в Православной Церкви или крещеный в других религиозных конфессиях, не перешедший в Православие; 2) женщины в период месячного очищения
Можно ли причащаться беременной?
Надо, и как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, посильной молитвой. От поста беременных женщин Церковь освобождает. Воцерковление ребенка надо начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. До него доходят отзвуки внешнего мира и в них он способен улавливать тревогу или покой. Ребенок чувствует настроение своей мамы. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей, чтобы Господь посредством их воздействовал Своей благодатью на дитя
Можно ли причаститься в один день несколько раз?
Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной
Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?
«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Тайн, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам
При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки
Как вести себя в день Причащения?
День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению
После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи
Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Обязательно ли венчаться?
Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, а подлинная христианская семья основывается на Таинстве Венчания. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи
Участие в Таинстве Венчания, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве
Какова цель христианского брака? Только ли рождение детей?
Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют «малой Церковью», ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность. Есть и другая цель у брака – предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9)
Что требуется для того, чтобы обвенчаться?
Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви
Кому запрещено вступать в церковный брак?
Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан
Можно ли обвенчаться с католиком или сектантом?
В России до 1721 года запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 года стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами при условии, что дети будут крещены в Православии. На венчание православного человека с лицом другого христианского вероисповедования требуется разрешение правящего архиерея. Если же хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (например, мусульманство, иудаизм, буддизм) или является сектантом, то такой брак Православная Церковь не венчает, если только они не переходят в Православие
Когда венчание не совершается?
Венчание не совершается в течение всех четырех многодневных постов, во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10,11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои)
Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?
По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них
Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников – собор
По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения
Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей(за неимением такой возможности один священник) и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи: забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя
Кто может собороваться?
Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило не соборуют, если на это нет особых причин (например, тяжелые болезни)
Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14,15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов. Тем не менее, каждый христианин для более глубокого приготовления к переходу в жизнь вечную может пособороваться, если знает о приближающейся кончине (также, к примеру, в смертельных болезнях)
Надо ли исповедоваться перед Соборованием?
Если есть возможность, то перед Соборованием желательно исповедоваться. Также исповедоваться можно и после Таинства Соборования. В Русской Православной Церкви существует благочестивый обычай после Соборования в ближайшее время исповедоваться и причаститься
Можно ли соборовать младенцев?
Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров... и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14,15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов